Закрыть ... [X]

Ханамусуби японское плетение схемы

Закрыть ... [X]

Материалы с мастер-класса. Копирайт Украинско-японского центра (надеюсь, они на меня не обидятся).
Ханамусуби (花結び) - японская техника шнурового плетения, использовавшаяся в Японии издавна для самых разнообразных целей. Ею пользовались в буддистских и синтоистских храмах для завязывания свитков и упаковки утвари, придворная знать заворачивала подарки, используя красивейшие узлы, и даже самураи шнуровали свою броню при помощи техник ханамусуби.
Согласно одному из преданий древности в 607 году н.е. Китайский Император Ян Гуан преподнес дары принцу Сётоку, который активно налаживал связи с Китаем. Дары принца восхитили, но также его восхитили и узлы, украшавшие коробки. Они были выполнены из бумажных и шелковых шнуров, что в последствии стало именоваться в Японии как искусства мидзухики и ханамусуби. Поскольку знать не собиралась отставать от «современных тенденций» в моде, эти две техники плетения быстро распространились по Японии, и вскоре были изобретены исконно японские техники плетения.
В современной Японии, в этой стране контрастов, с легкостью можно найти, как традиционные примеры плетения ханамусуби, так и современные варианты. Последние представлены всевозможными аксессуарами для мобильных телефонов, ноутбуков у прочей техники, украшениями, предметами декора и прочего. Поэтому очень часто ханамусуби ошибочно называют «японское макраме». Безусловно, сейчас японцы плетут свои узлы, используя техники, которые им нравятся. Некоторые из них позаимствованы или же тесно переплетаются с европейскими техниками макраме. Но если говорить про традиционные техники плетения, в них не было ничего общего с макраме (а если и было, то очень мало).
Как уже упоминалось, назначение узлов было самое разнообразное. Например, упаковывая утварь в специальные «мешочки», которые завязывались шнурком, хозяин точно знал, открывал ли кто-либо этот мешочек без него или нет. Это было возможным, потому что у каждого была своя манера вязания узлов, которую было трудно повторить. С той же целью, чтобы в чай не подсыпали яд, чайные мастера упаковывали сосуды с чаем в эти же «мешочки». Поэтому нередко, завязанный узелок мог обозначать принадлежность предмета его хозяину.
Сейчас уже никто не боится, что его отравят, но, поскольку техниками ханамусуби выполняются очень красивые и разнообразные узелки, многие используют их как элемент украшений. Зайдя в любой буддистский храм в Японии, вы точно увидите какой-либо элемент, выполненный в традиционном стиле ханамусуби.

Мастер-класс по ханамусуби - изготовление подвески на мобильный телефон
Основным элементом верхней части подвески является узелок «цветочек сливы». Он не сильно сложный в создании и будет очень кстати в канун 8 Марта.
Схема создания узла «цветок сливы» (梅結び/ Ume musubi)

Рекомендация: для начинающих стоит использовать как можно больше крепежных элементов при создании основы узла, максимально приближая его к тому виду, что указан на схеме. Также стоит уделить большое внимание стягиванию заготовки. Поэтому стоит каким-либо образом пометить «целевые» лепестки, например, подколов каждый из них булавкой.
Если после стягивания у Вас получились лепестки разной длины или не той длины, что Вы хотели, все равно, узел необходимо плотно стянуть. А уже после этого, начиная с центрального (верхнего на рисунке) лепестка начать уменьшать их длину перетягивая поэтапно шнурок через 2 боковых лепестка. Сначала это делается с одной стороны, потом с другой. После чего узел окончательно затягивается и вскрывается лаком для более надежного крепления.
Схема создания узла «круглый Аваджи» (あわじ玉 (二重) / Awaji dama(futae))

В верхней части схемы показано создание узла Аваджи, с которым знакомы все, кто уже посещал наши мастер-классы или те, кто занимается плетением мидзухики, или просто увлекается японской культурой.
Ниже приведена схема «трансформации» Аваджи в его круглый вариант. Для этого следует сделать довольно плотный Авадзи. После чего, как указано в пункте 5 подтянуть шнуры попарно. После этого основе придается шарообразная форма и затягивается до состояния плотного шарика (лучше перетягивать 1 шнур, пройдя таким образом весь узел).
Рекомендация: сложность создания шарика из узла Аваджи прямопропорционально зависит от диаметра шнура (чем шнур тоньше - тем тяжелее завязывать этот узел). Порой без специальных щипчиков или пинцета не обойтись. Кроме того очень тяжело уследить за тем, где нитка съехала с нужного положения. Кроме того, нужно сразу оставлять «отверстия» через которые будет пропущен шнур (если это предусмотрено в схеме изготовляемого изделия). Схема протягивания шнура приведена ниже.
Кроме этого стоит обратить внимание и на другую сторону вопроса - срезание лишних концов. Если это делать на узле из тонких шнуров, то это делается после того, как через узел продели шнуры. Это связано с тем, что если срезать их сразу, а потом «раздвинуть» узел для протягивания сквозь него шнура, узел может частично развалиться. На более больших диаметрах (более 3-4 мм) и в зависимости от «скользкости» шнура можно срезать лишнюю длину сразу после формирования шарика.
2 важных момента: 1) помните, чем плотнее узел, тем лучше он держится; 2) если не хотите долго возиться с затягиванием плотного узла, или Вам хочется более «воздушный» узел - непременно используйте лак (или силикатный клей) для фиксации узла. Последнюю рекомендацию можно отнести ко множеству узлов, а не только к Аваджи.
Некоторые подсказки:
Для того, чтобы протянуть шнур сквозь «шарик» необходимо сначала просунуть сквозь него пинцет или любое другое приспособление (для маленьких диаметров сойдут даже старенькие маникюрные ножнички). После чего захватываются шнуры (более удобным будет захватить сразу 2 шнура) и протягиваются сквозь шарик Аваджи.

Для завершения работы, если шнурок сделан из полипропилена, полиэтилена или другого полимера, способного к оплавлению, его можно немного расплавить зажигалкой для более надежной фиксации.
На закуску: один из вариантов кикумусуби (как я понимаю):

И совсем на закуску - мои достижения на этом поприще:

Брелок, сделанный на мастер-классе. Сейчас болтается на чехле для оружия :) Композиция из одного умемусуби и пяти авадзи футае.

Самостоятельное творчество. Слева - копия брелка. Справа - агэмакимусуби. Внизу - шпильки с украшением из одного кикумусуби и трех авадзи футае. Как страстный любитель украшений для волос, не могла пройти мимо такого варианта использования. Не кандзаси, конечно, но, кажется, довольно неплохо.


Источник: https://ziryaell.livejournal.com/107698.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Поделки из гипсокартона
Смотреть связанные колготками
Вяжем косу широкую
Выкройка на куклу сарафан
Фото детских поделок по пдд
Вязание шнурка к пинеткам


Ханамусуби японское плетение схемы
Ханамусуби японское плетение схемы


Ханамусуби - японское плетение. Продолжение - Записки у изголовья
Где купить или чем заменить шнуры мидзухики? - Искусство плетения



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ